Лекция 1. Педагогическая система Яна Амоса Коменского
План лекции:
1. Основные этапы педагогической деятельности Я.А.Коменского.
2. Философские и педагогические основы системы Я.А.Коменского.
3. Классно-урочная система Я.А.Коменского.
4. Возрастная периодизация. Система школ и содержание образования.
5. Дидактическая система Я.А.Коменского.
Великий чешский мыслитель и педагог, основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский (1592-1670). Рано потерял родителей, воспитывался в семье дяди. Получил среднее и высшее образование за счет общины «чешских братьев». Мысль о том, что существующая школа уже устарела, возникает у него еще во время обучения в латинской школе. Высшее богословское образование получил в университетах Германии в гг. Гейдельберг и Гернборн. После окончания вуза определил цель жизни как служение своему чешскому народу. В Чехии был избран священником общины и одновременно руководил братской школой. Во время Тридцатилетней войны был вынужден вместе с другими чехами покинуть родину и поселиться в польском городе Лешно, где в целом и продолжал жить и работать. В это время он пишет свои первые, ставшие известными всему миру произведения: «Открытая дверь языков и всех наук» (1631), «Великая дидактика» (1632), «Материнская школа» (1633) и др. Подлинную известность Я.А.Коменскому приносит книга «Великая дидактика», которую автор пишет на чешском языке под названием «Дидактика». Слово «Великая» в названии было дописано переводчиками книги на латинский язык. Кроме этих работ мыслитель создает многотомное произведение «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (в числе которого были такие педагогические части как «Пансофия» и «Пампедия»), а также «Мир чувственных вещей в картинках», учебники и учебные пособия (физика и др.). Кроме Польши он жил (в силу разных причин) и работал в Швеции, Венгрии в 1656 г. переехал в Голландию, где и скончался.
Я.А.Коменский выражал гуманистические идеи, направленные не только к обществу в целом, но и по отношению к школе, называя её «мастерской гуманности». Придавал огромное значение образованию человека, которое должно было культивироваться государством. «Обучать всех всему» – лейтмотив всех педагогических работ мыслителя. Придавал огромное значение воспитанию. «Человек становится человеком только благодаря воспитанию», говорил он. Образование человека должно быть основано на изучении родного языка. Начальное образование основывается на родном языке, а дальше обучение может строится на традиционном латинском языке. Я.А.Коменский формулирует общие закономерности воспитания, основываясь на принципах природосообразности. «Точный порядок школы надо заимствовать от природы», говорит педагог. Человек есть микрокосм (часть природы) и чтобы его воспитывать необходимо учитывать все законы природы.
Я.А.Коменский вводит в практику классно-урочную систему обучения. Класс – дети примерно одного возраста и одного уровня подготовки. В классе возможна не только индивидуальная, но, в этом и был новаторский вклад, и коллективная работа. Это позволило ускорить и улучшить качество работы учителя. Кроме этого такая форма обучения как урок также позволила придать работе учителя системность и технологичность. По сравнению с тем, что было ранее, классно-урочная система стала принципиально «скачком» в развитии педагогической теории и практики.
Педагог выделяет четыре возрастных периода, в которых необходимо целенаправленно заниматься образованием. Каждый период по 6 лет: детство (от рождения до 6 лет включительно), отрочество (от 6 до 12), юность (от 12 до 18), возмужалость (от 18 до 24 лет). Для первого периода он предлагает специально культивируемую «Материнскую школу». Тем самым мыслитель обосновывает систему и дошкольной педагогики. Далее идут «Школа родного языка», «Латинская школа» (или «гимназия») и обучение в академии (университете). В каждом из этих периодов, кроме четвертого, ученый предлагает собственные оригинальные педагогические идеи.
Дидактическая система Я.А.Коменского полностью соотносима с современным пониманием педагогического процесса. В его системе все компоненты и логика, в целом, соответствуют идеям сегодняшнего уровня науки. Так педагог вскрывает закономерности образования, выделяет цели, задачи, формы, методы, средства, формулирует принципы обучения и воспитания. Целями воспитания он определяет как подготовку человека к жизни и к загробной жизни. Из этой цели вытекают три основные задачи: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к богу (религиозное воспитание). Классно-урочная система была основной формой и раскрывала всю систему методов обучения. Кроме этого педагог выделяет систему дидактических принципов, такие как, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности. Учебники, составленные Я.А.Коменским. Нравственное воспитание и дисциплина в школе. Роль учителя и требования к нему. Значение педагогической теории Я.А.Коменского, ее влияние на развитие мировой педагогики.