Задание 4.

Цель: формирование ОК1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения); ПК5 (способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса);

 

Задание: Пользуясь текстом одного из литературных источников, опишите педагогический процесс, на основе его структуры

Методическая подсказка:

Внимательно прочитайте текст. Вспомните структуру целостного педагогического процесса. Найдите в тексте содержательные части, относящиеся к отдельным компонентам педагогического процесса. В случае, если в тексте какие-либо компоненты педагогического процесса напрямую не представлены, попробуйте сделать предположение, какой они могут иметь характер в данной педагогической системе на основании имеющейся информации об остальных компонентах. Свое предположение обоснуйте.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателя и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников (В.И.Смирнов).

Компоненты педагогического процесса:

  1. Цель и задачи – в совокупности составляют целевой блок педагогического процесса. Это его системообразующий компонент. Заключает в себе формулировку ожидаемых результатов педагогического процесса.
    1. Принципы  - ведущие основания, на которых выстраивается педагогический процесс.
    2. Содержание образования – система знаний, умений, навыков, а также личностных качеств, которые развиваются в условиях конкретного педагогического процесса.
    3. Методы обучения и воспитания.
    4. Организационные формы.
    5. Субъекты педагогического процесса – «портрет» учителя и ученика, характер взаимодействия между ними (субъект-объектный / субъект-субъектный); стиль педагогического общения.
    6. Организационные условия – нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение педагогического процесса.
    7. Результаты образовательного процесса и эффективность их достижения.

При выполнении задания вы можете воспользоваться следующими источниками (выбор источников может не ограничиваться этим перечнем):

  1. Сытина Н.С. Теория и технология обучения: Учебное пособие.-Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы,2011.-223 с.
  2. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера.-М.,1989.
  3. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского.-М.,1988.
  4. Бражник Е.И., Повзун В.Д., Свиридова И.А. Модели альтернативного образования: Учебное пособие.  – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.
  5. Латышина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2007.

Задание оценивается по следующим критериям:

  • Представленность всех основных компонентов педагогического процесса в описании;
  • Содержательность;
  • Терминологическая корректность.