Конспект лекций по дисциплине "Введение в педагогическую деятельность"
Лекция.Сущность образования как социального феномена. Состояние и тенденции развития системы образования в России.
Краткое содержание. Сущность образования как социального феномена. О значении образования и образованных людей в жизни общества и страны. Состояние и тенденции развития системы образования в России. Основные принципы образовательной политики РФ. Федеральный закон «Об образовании в РФ»(2012 г).
План лекции
1. Сущность образования как социального феномена и педагогического процесса.
2. Направления развития системы отечественного образования.
Основные понятия: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогический процесс, социализация.
Проблемный вопрос после лекции. Каковы перспективы развития отечественного образования?
1. Российская система образования – открытая система. Она имеет следующие свойства:
- эффективна, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем;
- ориентирована на будущее;
- перманентно обновляется целями, содержанием, образовательными технологиями, механизмами управления;
- имеет преемственный характер.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, семьи, общества и государства. Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.
С понятием «образование» тесно взаимосвязана категория «социализация», которая представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Кроме этого, под образованием понимают процесс и результат обучения. Образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, обучающихся по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Существуют несколько подходов к анализу развития образования. В основу первого была положена цель образования, которая формулировалась как нормативный идеал образованного человека в обществе. Второй подход предполагает, что в основе развития образования лежит тип культуры. В основе третьего, институционального подхода, лежат этапы институционализации системы образования. Особенность личностного подхода заключается самореализации каждого индивида.
Общие правила функционирования системы образования в стране и осуществления образовательной деятельности определяются ФЗ «Об образовании в РФ». Таковыми являются основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
2. Сегодня образование реализуется в новых условиях. К новым условиям развития образовательной сферы можно отнести (по Гаязову А.С.):
- вступление мирового сообщества в период нарастающих социальных, экономических, научно-технологических, культурных изменений; появление постиндустриальной цивилизации;
- повсеместное и высокоэффективное использование информации и научных знаний в качестве созидательной силы общества, его стратегических ресурсов, факторов развития, а также предметов и результатов труда;
- повышение ответственности системы образования за приобщение человека к знаниям о мире труда, формирование его отношения к миру;
- необходимость более точного определения мировоззренческой и нравственной позиции личности, что еще более актуализировали проблему согласования стратегий развития образования и стратегий развития современного общества в целом, соотнесения его со стратегией развития отдельной личности;
- необходимость определения интегративных ориентиров образования, которые вытекают из вхождения Российского образования в общеевропейское образовательное пространство (Болонская декларация);
- определение компетентности как конечной цели организованной во имя человека образовательной деятельности.
Таким образом, современная система отечественного образования характеризуется следующими направлениями развития:
- гуманизация
- гуманитаризация,
- диверсификация
- стандартизация
- интеграция
- фундаментализация
- непрерывность.
Что касается системы непрерывного педагогического образования России, она представляет собой (по Мижерикову В.А.):
- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
- сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.
Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личности с целью удовлетворения ее образовательных потребностей.
Интернет-ресурсы:
- Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
- Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242