Тематика контрольных работ

     Контрольные работы по дисциплине «Теоретическая педагогика» составной частью профессионально-педагогической подготовки студента в педагогическом университете. Выполнение контрольных работ предполагает выявление знаний у студентов, полученных в процессе обучения и умений в области самообразования, а также навыков в области учебной работы с учащимися.          Тематика контрольных работ разработана в соответствии с программой дисциплина.

     Выполнение работы предусматривает самостоятельное овладение студентом теоретическим материалом, определенным программой, ознакомление с указанной литературой и проведение ее анализа по выбранной теме; изучение опыта работающих учителей, проведение собственного исследования, анализ и обобщение результатов такой деятельности.

       Необходимо выделить несколько этапов при выполнении контрольной работы:

  1. Выбор темы. Тему контрольной работы студент выбирает в соответствии со своими педагогическими и профессиональными интересами и потребностями, а также учитывает имеющуюся литературу по выбранной проблеме.
    1. Обязательно следует делать теоретическое обоснование актуальности и практической значимости избранной темы. Возможно частичное изменение содержания темы по согласованию с преподавателем.

3. Работу над темой необходимо начать с усвоения соответствующих разделов учебных пособий по педагогике, а затем только переходить к изучению указанной литературы. Целесообразно записывать основные положения, примеры, выводы, указывая название работы, автора, страницы.

4. К каждой теме даны цель работы, примерная структура, описание опытной работы. Обязателен план работы, в котором должен быть перечень вопросов, важных для глубокого и полного освещения проблемы и помогающий обеспечить логическую стройность и последовательность изложения материала по теме.

Контрольная работа должна быть изложена четко, с использованием педагогической терминологии, логично, последовательно. Обоснованность работы достигается подтверждением основных положений аргументами.

Понятие и сущность процесса обучения, воспитания

Тема 1. Функции обучения и их реализация в опыте учителей

выбранной специальности

                                      Цель: раскрыть сущность функции обучения и определить пути их эффективной реализации на уроках в средней школе.

                                      Примерное содержание. Главные задачи школы на современном этапе. Функции процесса обучения как выражение его комплексного характера. Образовательная функция обучения и пути успешной ее реализации в передовом педагогическом опыте. Воспитательная и развивающая функции обучения, их осуществление в учебном процессе.

                                      Опытная работа. 1) Сделать анализ не менее трех уроков (своих или коллег) в соответствии с теоретическими положениями темы, обратив особое внимание на воплощение всех трех функций обучения: а) в постановке задач уроков; б) в отборе содержания материала; в) в методике и организации уроков. 2) Выявить эффективность решения поставленных на уроках задач с помощью опроса учащихся, самостоятельной работы или творческого задания и т. п. 3) На основании анализа практического опыта определить пути повышения эффективности всех функций обучения.

Тема 2. Взаимосвязь преподавания и учения на уроке в

средней школе

                                      Цель: раскрыть двусторонний характер процесса обучения и зависимость его успеха от организации взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

                                      Примерное содержание. Обучение - разновидность человеческой деятельности. Сущность процессов преподавания и учения. Целостность процесса обучения, единство познания и общения. Взаимодействие учителя и учащихся в непосредственной и опосредованной форме. Условия эффективного взаимодействия обучающих и обучаемых.

                                      Опытная работа. провести наблюдение, сделать анализ и сопоставить опыт двух учителей выбранной спецшколы по следующим параметрам:

а) качество профессиональной подготовки учителя (знание предмета и современных методов обучения, умение организовать учебно-воспитательный процесс, понимание познавательных возможностей учащихся); б) подготовленность класса к обучению (умственные способности), моральные и волевые черты, общеучебные умения и навыки детей; в) характер проявлений взаимовлияния учителя и учащихся в процессе обучения; г) результаты отношения учеников к урокам.

Тема 3. Противоречия процесса обучения и пути их

преодоление в практике учителя

                                      Цель: раскрыть сущность противоречий процесса обучения и показать оптимальные пути их преодоления.

                                      Примерное содержание. Противоречия - движущая сила процесса обучения. Основные противоречия обучения в современных условиях. Умение учителя выявить противоречия и опираться на них в работе как одно из условий мастерства учителя. Пути разрешения противоречий в учебном процессе.

                                      Опытная работа. 1) На примерах из своей практики и опыта школы в целом проанализировать систему форм, методов и средств преодоления главных противоречий учебного процесса. 2) Рассмотреть намечаемые вами и коллективом вашей школы задачи по преодолению противоречий обучения.

Тема 4. Организация учебно-воспитательного процесса в средней

школе на основе межпредметных связей

                                      Цель: показать значение межпредметных связей в процессе обучения и возможности решения проблемы усиления межпредметных связей в учебном процессе.

                                      Примерное содержание. Межпредметные связи - фундамент систематических научных знаний. Теория познания - методологическая основа межпредметных связей. Дидактическое значение межпредметных связей. Решение проблемы усиления комплексности и системности в построении содержания и в организации процесса обучения в средней школе.

                                      Опытная работа. 1) Проанализировать содержание программ выбранной специальности с целью выявления возможностей установления межпредметных связей. 2) Определить способы установления межпредметных связей и проверить их эффективность в практической деятельности.

Тема 5. Педагогическое руководство познавательной

деятельностью школьников

                                      Цель : раскрыть назначение и компоненты деятельности учителя в обучении и выявить рациональные способы ее организации.

                                      Примерное содержание. Руководящая роль учителя в учебном процессе. Планирование деятельности учителя. Организация учебной работы учителя и деятельности учеников. Стимулирование активности учащихся. Текущий контроль и регулирование процесса обучения. Анализ результатов учебной работы.

                                      Опытная работа. Проверить на практике выявленные рациональные и эффективные способы руководящей деятельности учителя в учебном процессе.

Тема 6. Причины неуспеваемости школьников и пути ее

преодоления и предупреждения

                                      Цель: охарактеризовать причины неуспеваемости учащихся и пути их преодоления.

                                      Примерное содержание. Причины неуспеваемости: отсутствие интереса к учению, неумение учиться, запущенность в знаниях, отсутствие прилежания, неблагополучное положение ученика в семье и др. Пути преодоления и предупреждения неуспеваемости: учет учителем природы процесса усвоения знаний; организация запоминания; систематическое повторение учебного материала; сочетание теоретической и практической подготовки; совершенствование методики проведения упражнений и др. Оптимизация процесса обучения.

                                      Опытная работа. Определить причины отставания в учебе учащихся вашего класса. Наметить пути преодоления неуспеваемости и попытаться реализовать их в своей практической деятельности. Выявить эффективность проводимой работы во время педагогической практики.

Тема 7. Пути повышения качества знаний, умений и навыков

учащихся

Цель: раскрыть требования школы к качеству знаний, умений и навыков учащихся и пути реализации этих требований.

                                      Примерное содержание. Критерии оценки качества знаний школьников (глубина, прочность и др.).

Пути реализации требований: совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения; усиление воспитывающей роли обучения; коренное улучшение подготовки молодого поколения к труду; развитие общественного воспитания; усиление помощи семье и ее ответственности за воспитание детей и др.

                                      Опытная работа. Выявить и охарактеризовать пути реализации по повышению качеств знаний.

 

Тема 8. Единство задач образовательного и развивающего

характера и пути их решения на уроке

                                      Цель: дать теоретическое обоснование необходимости решения во взаимосвязи задач образования, воспитания и развития учащихся и выявить возможности реализации этого принципа в практической деятельности учителя.

                                      Примерное содержание. Комплексное планирование задач как условие интенсификации учебного процесса. Основные задачи образования, воспитания и развития для общеобразовательной школы. Направленность содержания, форм и методов обучения на решение всего комплекса доминирующих задач.

                                      Опытная работа. Спланировать комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся для системы уроков по определенной теме, отобрать содержание, формы и методы обучения с целью и эффективного решения. проанализировать проведенные уроки.

Тема 9. Условия эффективности реализации принципа связи

обучения с жизнью, практической преобразовательной

деятельностью учащихся

                                      Цель: раскрыть содержание и требования принципа связи с жизнью, практико-преобразовательной деятельностью детей, а также условия, обеспечивающие эффективную реализацию этого принципа в деятельности учителя .

                                      Примерное содержание. Характеристика принципа связи обучения с жизнью. Основные пути, по которым осуществляется связь обучения с жизнью, практико-преобразовательной деятельностью детей в опыте учителей:1) единство теоретического обучения и формирования умений и навыков, применение знаний на практике; 2) связь обучения с личным опытом учащихся; 3) элементы политехнического образования, трудовое обучение и воспитание, профессиональная ориентация; 4) ознакомление школьников с достижениями и методами современной науки.

                                      Опытная работа. Проанализировать систему уроков (своих или коллег) с целью изучения полноты и эффективности реализации принципа связи обучения с жизнью. Проверить экспериментально выявленные вами условия более эффективного осуществления данного принципа.

Тема 10. Реализация принципа научности в процессе

обучения

                                      Цель : охарактеризовать принцип научности и пути его эффективного осуществления в процессе обучения школьников.

                                      Примерное содержание. Роль принципа научности в вооружении учащихся системой знаний, формировании у них диалектико-материалистического подхода к познанию окружающего мира. Требования принципа научности. Вооружение школьников системой первоначальных научных знаний. Отражение требований принципа научности в современных методах обучения.

                                      Опытная работа. Задания имеют тот же характер, что и к теме 9, но применительно к принципу научности обучения.

Тема 11. Осуществление принципа активности и сознательности

в обучении школьников

                                      Цель: охарактеризовать принцип активности и сознательности в обучении школьников и пути его эффективного осуществления.

                                      Примерное содержание. Выдающиеся педагоги о необходимости осознанного овладения знаниями и преодолении формализма в обучении. Сущность принципа сознательности и активности, его требования к учебному процессу. Уровни познавательной активности школьников. Руководство со стороны учителя сознательным усвоением учениками знаний, умений и навыков. Пути и средства формирования познавательной активности школьников на уроке.

                                      Опытная работа. Провести наблюдение системы уроков с целью изучения того, насколько полно и эффективно реализуются известные вам методы, приемы и средства повышения активности и сознательности школьников в обучении. Проверить экспериментально новые, еще не использованные вами, выявленные в процессе изучения теории и практики методы, приемы и средства более полной эффективной реализации указанного принципа.

Тема 12. Реализация принципа систематичности и

последовательности в процессе обучения

                                      Цель: охарактеризовать принцип систематичности и последовательности в процессе обучения.

                                      Примерное содержание. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и другие ученые-педагоги о необходимости систематичности и последовательности в обучении. Сущность принципа и его требования.

Реализация принципа в учебных планах и программах. Пути его осуществления в содержании, методике и организации обучения школьников.

                                      Опытная работа. См тему 11, но применительно к изучаемому принципу.

Тема 13. Условия и пути достижения прочности знаний,умений и навыков учащихся

                                      Цель: охарактеризовать условия и пути достижения прочности знаний, умений и навыков учащихся.

                                      Примерное содержание. Прочность знаний - критерий эффективности и качества обучения. Принцип прочности в истории педагогики и школы. Сущность данного принципа, его требования. Пути его реализации. Условия обеспечения прочности знаний, умений и навыков.

                                      Опытная работа. Провести эксперимент: выявленные вами в ходе изучения литературы методы, приемы и средства достижения прочности знаний, умений и навыков учащихся использовать в своей работе при изучении любой темы ( по русскому языку, математике и т.д.); провести проверку знаний учеников экспериментального и контрольного классов (параллельного) дважды (в конце изучения избранной темы и через 2 недели после его окончания); сопоставить полученные результаты.

Тема 14. Пути реализации принципа доступности в обучении

                                      Цель: охарактеризовать принцип доступности и пути его эффективного осуществления в процессе обучения школьников.

                                      Примерное содержание. Принцип доступности в истории педагогики, его сущность. Влияние принципа на отбор содержания и методов обучения. Требования принципа доступности к обучению. Пути осуществления данного принципа в опыте учителей: учет уровня развития учащихся и расширение их познавательных возможностей; последовательное усложнение изучаемого материала; правильное определение учителем степени и характера его трудности: опора при изучении материала на уже имеющийся опыт учащихся и др.

                                      Опытная работа. См. тему 11, но применительно к изучаемому принципу.

Тема 15. Принцип наглядности в обучении и его осуществление

в начальной школе

                                      Цель: дать научное обоснование принципа наглядности, показать его место, роль и методику в начальном обучении.

                                      Примерное содержание. Принцип наглядности в педагогических системах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского. Ленинская теория отражения - методологическая основа принципа наглядности. Взаимосвязь чувственных и абстрактных форм мышления. Организация чувственного познания ученика. Использование наглядных пособий. Взаимосвязь слова и наглядности.

                                      Опытная работа. Провести эксперимент: одну тему из любого предмета изучить с использованием средств наглядного обучения, другую тему - без них. Составить результаты, например, по таким показателям: активность учащихся, осознанность и прочность знаний, умений и навыков.

Тема 16. Сущность и пути реализации принципа

единства индивидуального и коллективного в обучении

                                      Цель: раскрыть сущность принципа единства индивидуального и коллективного в учебном процессе.

                                      Примерное содержание. Индивидуализация обучения как одно из исходных положений организации учебного процесса. Изучение индивидуальных особенностей личности и факторов, влияющих на ее развитие и формирование. Определение конкретных учебно-воспитательных задач для отдельных учащихся. Система индивидуальных педагогических воздействий в опыте учителей начальных классов. Сочетание индивидуальных и коллективных форм в обучении.

                                      Опытная работа. Выявить индивидуальные особенности двух-трех учащихся и разработать систему индивидуальных педагогических воздействий. Реализовать ее в своей практической деятельности и проанализировать результаты.

 

Содержание школьного образования

Тема 17. Основные направления совершенствования содержания

образования в средней школе

                                      Задача: раскрыть зависимость содержания образования потребностей общества, социального и научно - технического прогресса.

                                      Примерное содержание. Понятие о содержании образования. Проблема содержания образования в развитии школы. Критерии отбора содержания образования в школе. Характеристика учебного плана, учебных программ и учебников средней школы. Пути совершенствования содержания школьного образования в современных условиях.

                                      Опытная работа. Государственный образовательный стандарт и его характеристика. Проанализировать программу школьных предметов (по выбору ), сравнить с соответствующим государственным образовательным стандартом.

Тема 18. Политехническое образование в средней школе

и пути его совершенствования

                                      Цель: раскрыть сущность политехнического образования и пути его совершенствования в средней школе.

                                      Примерное содержание. Политехническое образование как одна из важнейших сторон процесса образования людей. Единство общего и политехнического образования. Элементы политехнического образования в содержании образования. Пути совершенствования политехнического образования в школе.

                                      Опытная работа. Провести наблюдение уроков по разным предметам с целью выявления политехнических знаний, умений и навыков учащихся.

Тема 19. Обучающая деятельность учителя в связи с

формированием у школьников общих учебных умений и навыков

                                      Цель: охарактеризовать общие учебные умения и навыки, показать роль учителя в их формировании.

                                      Примерное содержание. Умения и навыки как составная часть содержания образования. Понятия “умение” и “навык”, их взаимосвязь. Виды умений. Система работы учителя выбранной специальности по формированию у школьников умений учиться.

                                      Опытная работа. Провести систему уроков с целью формирования общих учебных умений и навыков учащихся, проанализировать ход процесса обучения и достижение запланированных целей. Скорректировать обучение в зависимости от его результатов.

Методы обучения

Тема 20. Выбор оптимального сочетания методов обучения

на уроке

                                      Цель : охарактеризовать критерии выбора методов обучения на основе своей деятельности.

                                      Примерное содержание. Понятие “Метод обучения”, роль методов обучения в повышении его эффективности и качества. Реализация методов в сочетании как требование целостного процесса обучения. Критерии выбора методов обучения. Условия эффективного применения отдельных методов обучения в школе.

                                      Опытная работа. Осуществить подбор оптимально сочетающихся методов обучения к 4 - 6 урокам (по выбору) в соответствии с известными вам критериями.

Тема 21. Роль и место проблемного обучения школе

                                      Цель : выявить возможности использования проблемного обучения в школе.

                                      Примерное содержание. Проблемное обучение как действенное средство развития познавательной активности и творческого мышления учащихся. Основные понятия проблемного обучения. Проблемно - поисковые методы обучения (проблемное изложение, эвристическая и проблемно - поисковая беседа, проблемно - поисковые упражнения, проблемно- практические работы и др.) и их использование в школе.

                                      Опытная работа. Провести систему уроков с применением проблемно - поисковых методов обучения, сделать анализ уроков с целью выявления проблемного обучения на познавательную активность школьников.

Тема 22. Использование программированного обучения

в классах как условие активизации познавательной деятельности учащихся

                                      Цель : выявить возможности использования средств программированного обучения в практике школы.

                                      Примерное содержание. Идея и принципы программированного обучения. Линейное и разветвленное, машинное и безмашинное программированное обучение. Пути его внедрения в практику школы. Использование программированного обучения в малокомплектной школе как условие рациональной организации самостоятельной работы учащихся.

                                      Опытная работа. Провести систему уроков с использованием средств программированного обучения (сигнальных карточек, перфокарт и др.). В ходе анализа проследить, как элементы программированного обучения повлияли на умение детей самостоятельно учиться.

 

Тема 23. Совершенствование методов работы с учебником

и книгой как путь повышения качества обучения

                                      Цель: дать характеристику эффективным методам работы с книгой на уроках в школе и показать их роль в формировании навыков учащихся самостоятельно работать с книгой.

                                      Примерное содержание. Книга как источник приобретения знаний и как средство закрепления знаний, умений и навыков детей. Овладение техникой чтения - основа эффективного использования книги в обучении. Виды работ с учебником и книгой.

                                      Опытная работа. Использовать в своей практической деятельности наиболее эффективные формы, методы, приемы работы с учебником и книгой на уроках и выявить влияние их на выработку у детей умений самостоятельной работы с книгой.

 

Тема 24. Типы и виды упражнений на уроке, их роль в

формировании умений и навыков школьников

                                      Цель : раскрыть роль упражнений в формировании умений и навыков учащихся.

                                      Примерное содержание. Умения и навыки - составная часть содержания образования. Процесс образования умений и навыков. Роль упражнений в формировании умений и навыков. Виды упражнений и требования к ним. Методика проведения упражнений.

                                      Опытная работа. Подобрать систему упражнений для выработки умений и навыков учащихся по одной-двум темам (одного-двух предметов) с учетом требований к упражнениям, включить их в свою практическую деятельность и проверить результативность.

 

Тема 25. Использование игры в учебной работе как путь

активизации их познавательной деятельности

                                      Цель: охарактеризовать роль игры в повышении интереса школьников к познавательной деятельности.

                                      Примерное содержание. Активизация познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие повышения эффективности и качества процесса обучения в современных условиях. Игра в обучении и ее роль в повышении интереса школьников к познавательной деятельности. Виды дидактических игр. Методика включения игры в процессе обучения.

                                      Опытная работа. Провести наблюдение за тем, как влияет включение разных дидактических игр в структуру уроков на отношение детей к изучаемому материалу, на формирование у них умений и навыков.

Тема 26. Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке

                                      Цель: раскрыть роль самостоятельной работы в формировании знаний, умений и навыков школьников.

                                      Примерное содержание. Значение самостоятельной работы в учебном процессе современной школы. Виды самостоятельной работы на уроке. условия эффективной реализации разных видов самостоятельной работы учеников.

                                      Опытная работа. Подобрать систему самостоятельных работ учащихся по одной-двум темам (по русскому языку или математике), реализовать ее своей практической деятельности. По окончании изучения темы провести в классе контрольную работу с целью проверки овладения теми умениями и навыками, на формирование которых были нацелены различные виды предшествующих самостоятельных работ.

Тема 27. Пути совершенствования руководства учебно-познавательной деятельностью школьников

                                      Цель : раскрыть роль учителя в повышении эффективности домашней учебной работы учащихся.

                                      Примерное содержание. Значение домашней учебной работы. Виды заданий. Руководство домашней учебной работы: инструктирование учеников, проверка выполненных поручений. Помощь семье в руководстве домашней учебной работой детей. Особенности ее организации в школах и группах с продленным днем.

                                      Опытная работа. Использовать на практике различные методы и приемы инструктирования учащихся о выполнении домашнего задания и проверки сделанной работы, выявить их эффективность.

Тема 28. Методы и приемы стимулирования

учебной деятельности школьников

                                      Цель : дать характеристику эффективным методам и приемам стимулирования учебной деятельности учащихся.

                                      Примерное содержание. Роль мотивации в обучении. Стимулирующе - мотивационная функция методов обучения. Методы и приемы формирования познавательных интересов у учащихся: создание на уроке ситуации эмоционально-нравственной, ситуации занимательности, новизны, успеха в учении, использование метода познавательных игр и др. Методы и приемы стимулирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление учебных требований, поощрение и порицание. Умелое сочетание методов стимулирования как важное условие успешности учения школьников.

                                      Опытная работа. Организовать опытную проверку в своей педагогической работе рекомендуемых методов и приемов стимулирования учебной деятельности учащихся, выявить их эффективность.

Организационные формы и формы организации

учебного процесса

Тема 29 . Проблемы совершенствования урока в современной

общеобразовательной школе и пути их решения в классах

                                      Цель : раскрыть пути совершенствования урока в школе на современном этапе.

                                      Примерное содержание. Урок - основная форма организации обучения. Педагогические требования к уроку. Пути повышения его эффективности в условиях реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

                                      Опытная работа. Проанализировать систему проведенных вами уроков с целью подтверждения реализации в вашем опыте важнейших направлений совершенствования урока: комплексного планирования учебно-воспитательных задач; концентрации внимания и мышления учеников на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемой темы, организации поисковой деятельности учащихся; выбора рационального сочетания методов обучения; изучения индивидуальных особенностей школьников и др.

Тема 30. Типы уроков в школе и условия их эффективного

использования учителем

                                      Цель : охарактеризовать наиболее рациональную структуру уроков разных типов.

                                      Примерное содержание. Проблема типологии уроков в дидактике. Принципы классификации уроков. Классификация их по дидактической цели и месту в общей системе уроков. Структура уроков разных типов. Поиск рациональной структуры урока в современных условиях.

                                      Опытная работа. Провести уроки разных типов с целью выявления наиболее эффективной их структуры в условиях обучения учащихся вашего класса.

 

Тема 31. Дифференцированный подход в обучении школьников

                                      Цель: раскрыть роль дифференцированного подхода в обучении учащихся.

                                      Примерное содержание. Сущность дифференциации учебной работы. Изучение уровня подготовки и развития каждого ученика, его индивидуальных особенностей - основа дифференциации учебной работы. Объединение учащихся в разные группы в зависимости от уровня их подготовки. Дифференциация самостоятельной работы учащихся на уроке. Систематический учет ее выполнения - важнейшее условие эффективной дифференциации учебной работы на уроке.

                                      Опытная работа. Провести эксперимент по выявлению эффективности дифференцированного подхода в обучении школьников: разбить класс на группы по типичным проблемам в знаниях, умениях и навыках, по одинаковому уровню подготовленности к усвоению учебного материала и осуществлять дифференциацию самостоятельной работы на уроках до момента перестройки групп или роспуска их.

Тема 32. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных

форм познавательной деятельности школьников

                                      Цель: показать эффективность использования на уроках сочетания групповых, фронтальных и индивидуальных форм познавательной деятельности учащихся.

                                      Примерное содержание. Проблема совершенствования форм обучения в дидактике. Сущность, достоинства и недостатки фронтальных форм познавательной деятельности. Положительные и отрицательные стороны фронтальных форм познавательной деятельности. Использование индивидуальных форм обучения. Значение групповой организации работы учащихся на уроке. Рациональное сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых форм работы учеников на уроке. Зависимость выбора форм от особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса и отдельных учащихся.

                                      Опытная работа. Использовать в своей практической деятельности фронтальную, индивидуальную, групповую организацию работы школьников на уроке, провести самонаблюдение с целью выявления полноты и качества решения поставленных задач.

 

Тема 33. Особенности организации учебного процесса

в малокомплектной школе

                                      Цель: показать специфику организации учебного процесса малокомплектной школы.

                                      Примерное содержание. Структура малокомплектной школы. Особенности урока в малокомплектной школе. Сочетание предметов для одновременного изучения на одном уроке и составление расписания уроков. Планирование уроков. Организация деятельности учителя и учащихся на уроке, его структура. Требования к самостоятельной работе школьников.

                                      Опытная работа. В ходе практической деятельности выявить наиболее эффективные в условиях вашей школы: расписание уроков, их структуру, методику самостоятельной работы школьников.

 

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Тема 34. Содержание, формы и методы контроля за учебной

деятельностью учащихся и пути их совершенствования

                                      Цель : охарактеризовать содержание и организацию, пути совершенствования контроля за учебной деятельностью учеников.

                                      Примерное содержание. Понятие о контроле за учебной деятельностью и его роль. Педагогические требования к контролю в процессе обучения. Содержание, виды, методы контроля. Формы его организации. Пути совершенствования контроля в школе.

                                      Опытная работа. Реализовать на своих уроках известные вам формы и методы контроля за учебной деятельностью учеников, наблюдать за правильностью их выбора и организации. Выявить эффективность контроля.

 

Тема 35. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся

и ее роль в повышении эффективности учения

                                      Цель: раскрыть педагогические требования к оценке учебно-познавательной деятельности школьников.

                                      Примерное содержание. Воспитательно-образовательное значение оценки знаний учащихся. История разработки системы оценок в школе. Основные требования к оценке знаний. Способы ее выражения. Пятибалльная система отметок в школе.

                                      Опытная работа. Обобщить свой опыт по выполнению требований к оценке знаний учеников. Отобрать наиболее целесообразные, на ваш взгляд, применительно к условиям вашей работы способы выражения оценки и еще раз проверить на уроках их эффективность.

 

Тема 36 . Пути повышения объективности оценки

знаний учащихся

Цель: дать характеристику требованию объективности оценки знаний учеников и показать, как реализуется оно в практике школы.

Примерное содержание. Роль оценки в повышении качества и эффективности учения. Понятия «оценка» и «отметка». Проблема оценки знаний учащихся в школе. Объективность оценки – важнейшее дидактическое требование. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учеников. Нарушения педагогических требований к выставлению отметок (процентомания, формализм и др.). Поиск более совершенной оценки знаний школьников.

Опытная работа. Проанализировать свой опыт оценивания знаний, умений и навыков учащихся, выставления отметок. Внести в него усовершенствования с учетом результатов критического анализа и опыта передовых учителей и проверить их в практической деятельности. Выявить эффективность нововведений.

 

Литература:

Астафьева Л. С. Педагогика. Учебное пособие   - М.: Российский университет дружбы народов, 2010.- Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru

Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.:  Юрайт, 2011.-УМО РФ

Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.:  Пед. общ-во России, 2009.-МО РФ

Загвязинский В. И. Педагогика.- М.: Академия, 2011

Теория и методика обучения /Под ред. И.П.Андриади.-М.:Академия,2010.- УМО РФ

Сластенин В.А. Педагогика.-М.: Академия, 2012

Бордовская Н.В. Педагогика.- СПб.: Питер,2011.- УМО РФ

Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011 г.- Режим доступа: http: // ibooks.ru

Дополнительная литература

Воспитательная деятельность педагога /под ред. В.А. Сластенина.-М.: Академия,2008.- УМО РФ

Загвязинский В.И. Педагогика.-М.: Академия, 2011

Гогоберидзе А. Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. Учебно-методическое пособие   - М.: Центр педагогического образования, 2007. – МО РФ.- Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru

 

 

 

 

            г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы

Интернет-ресурсы:

  1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
  2. Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)
  3. Базы данных Gale Group    –    http://www.neicon.ru/res/gale.htm
  4. Федеральный портал Российское образование –  http://www.edu.ru/index.php?page_id=242 
  5. Каталог образовательных интернет-ресурсов –  http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

13.   Научная  электронная библиотека eLIBRARY.RU  –

http://elibrary.ru/defaultx.asp

14.  Гуманитарная электронная библиотека  –

http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html 

  1. Научная онлайн-библиотека   Порталус –  http://www.portalus.ru/

16.  Библиотека Гумер  –   http://www.gumer.info/

17.  Служба   Twirps.com –  http://www.twirpx.com/about/

18. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике  – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

19. Интернет библиотека электронных книг Elibrus  – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

20. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm

21. Коллективная творческая деятельность –http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm

22.  Лебедев  В. Коллективные творческие дела –

http://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm

23. Методика разработки элективных курсов и экспертиза их качества –http://edu.of.ru/attach/17/4917.doc

 

Последнее изменение: Среда, 12 ноября 2014, 15:44