Тематика контрольных работ
Контрольные работы по дисциплине «Теоретическая педагогика» составной частью профессионально-педагогической подготовки студента в педагогическом университете. Выполнение контрольных работ предполагает выявление знаний у студентов, полученных в процессе обучения и умений в области самообразования, а также навыков в области учебной работы с учащимися. Тематика контрольных работ разработана в соответствии с программой дисциплина.
Выполнение работы предусматривает самостоятельное овладение студентом теоретическим материалом, определенным программой, ознакомление с указанной литературой и проведение ее анализа по выбранной теме; изучение опыта работающих учителей, проведение собственного исследования, анализ и обобщение результатов такой деятельности.
Необходимо выделить несколько этапов при выполнении контрольной работы:
- Выбор темы. Тему контрольной работы студент выбирает в соответствии со своими педагогическими и профессиональными интересами и потребностями, а также учитывает имеющуюся литературу по выбранной проблеме.
- Обязательно следует делать теоретическое обоснование актуальности и практической значимости избранной темы. Возможно частичное изменение содержания темы по согласованию с преподавателем.
3. Работу над темой необходимо начать с усвоения соответствующих разделов учебных пособий по педагогике, а затем только переходить к изучению указанной литературы. Целесообразно записывать основные положения, примеры, выводы, указывая название работы, автора, страницы.
4. К каждой теме даны цель работы, примерная структура, описание опытной работы. Обязателен план работы, в котором должен быть перечень вопросов, важных для глубокого и полного освещения проблемы и помогающий обеспечить логическую стройность и последовательность изложения материала по теме.
Контрольная работа должна быть изложена четко, с использованием педагогической терминологии, логично, последовательно. Обоснованность работы достигается подтверждением основных положений аргументами.
Понятие и сущность процесса обучения, воспитания
Тема 1. Функции обучения и их реализация в опыте учителей
выбранной специальности
Цель: раскрыть сущность функции обучения и определить пути их эффективной реализации на уроках в средней школе.
Примерное содержание. Главные задачи школы на современном этапе. Функции процесса обучения как выражение его комплексного характера. Образовательная функция обучения и пути успешной ее реализации в передовом педагогическом опыте. Воспитательная и развивающая функции обучения, их осуществление в учебном процессе.
Опытная работа. 1) Сделать анализ не менее трех уроков (своих или коллег) в соответствии с теоретическими положениями темы, обратив особое внимание на воплощение всех трех функций обучения: а) в постановке задач уроков; б) в отборе содержания материала; в) в методике и организации уроков. 2) Выявить эффективность решения поставленных на уроках задач с помощью опроса учащихся, самостоятельной работы или творческого задания и т. п. 3) На основании анализа практического опыта определить пути повышения эффективности всех функций обучения.
Тема 2. Взаимосвязь преподавания и учения на уроке в
средней школе
Цель: раскрыть двусторонний характер процесса обучения и зависимость его успеха от организации взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
Примерное содержание. Обучение - разновидность человеческой деятельности. Сущность процессов преподавания и учения. Целостность процесса обучения, единство познания и общения. Взаимодействие учителя и учащихся в непосредственной и опосредованной форме. Условия эффективного взаимодействия обучающих и обучаемых.
Опытная работа. провести наблюдение, сделать анализ и сопоставить опыт двух учителей выбранной спецшколы по следующим параметрам:
а) качество профессиональной подготовки учителя (знание предмета и современных методов обучения, умение организовать учебно-воспитательный процесс, понимание познавательных возможностей учащихся); б) подготовленность класса к обучению (умственные способности), моральные и волевые черты, общеучебные умения и навыки детей; в) характер проявлений взаимовлияния учителя и учащихся в процессе обучения; г) результаты отношения учеников к урокам.
Тема 3. Противоречия процесса обучения и пути их
преодоление в практике учителя
Цель: раскрыть сущность противоречий процесса обучения и показать оптимальные пути их преодоления.
Примерное содержание. Противоречия - движущая сила процесса обучения. Основные противоречия обучения в современных условиях. Умение учителя выявить противоречия и опираться на них в работе как одно из условий мастерства учителя. Пути разрешения противоречий в учебном процессе.
Опытная работа. 1) На примерах из своей практики и опыта школы в целом проанализировать систему форм, методов и средств преодоления главных противоречий учебного процесса. 2) Рассмотреть намечаемые вами и коллективом вашей школы задачи по преодолению противоречий обучения.
Тема 4. Организация учебно-воспитательного процесса в средней
школе на основе межпредметных связей
Цель: показать значение межпредметных связей в процессе обучения и возможности решения проблемы усиления межпредметных связей в учебном процессе.
Примерное содержание. Межпредметные связи - фундамент систематических научных знаний. Теория познания - методологическая основа межпредметных связей. Дидактическое значение межпредметных связей. Решение проблемы усиления комплексности и системности в построении содержания и в организации процесса обучения в средней школе.
Опытная работа. 1) Проанализировать содержание программ выбранной специальности с целью выявления возможностей установления межпредметных связей. 2) Определить способы установления межпредметных связей и проверить их эффективность в практической деятельности.
Тема 5. Педагогическое руководство познавательной
деятельностью школьников
Цель : раскрыть назначение и компоненты деятельности учителя в обучении и выявить рациональные способы ее организации.
Примерное содержание. Руководящая роль учителя в учебном процессе. Планирование деятельности учителя. Организация учебной работы учителя и деятельности учеников. Стимулирование активности учащихся. Текущий контроль и регулирование процесса обучения. Анализ результатов учебной работы.
Опытная работа. Проверить на практике выявленные рациональные и эффективные способы руководящей деятельности учителя в учебном процессе.
Тема 6. Причины неуспеваемости школьников и пути ее
преодоления и предупреждения
Цель: охарактеризовать причины неуспеваемости учащихся и пути их преодоления.
Примерное содержание. Причины неуспеваемости: отсутствие интереса к учению, неумение учиться, запущенность в знаниях, отсутствие прилежания, неблагополучное положение ученика в семье и др. Пути преодоления и предупреждения неуспеваемости: учет учителем природы процесса усвоения знаний; организация запоминания; систематическое повторение учебного материала; сочетание теоретической и практической подготовки; совершенствование методики проведения упражнений и др. Оптимизация процесса обучения.
Опытная работа. Определить причины отставания в учебе учащихся вашего класса. Наметить пути преодоления неуспеваемости и попытаться реализовать их в своей практической деятельности. Выявить эффективность проводимой работы во время педагогической практики.
Тема 7. Пути повышения качества знаний, умений и навыков
учащихся
Цель: раскрыть требования школы к качеству знаний, умений и навыков учащихся и пути реализации этих требований.
Примерное содержание. Критерии оценки качества знаний школьников (глубина, прочность и др.).
Пути реализации требований: совершенствование содержания, форм, методов и средств обучения; усиление воспитывающей роли обучения; коренное улучшение подготовки молодого поколения к труду; развитие общественного воспитания; усиление помощи семье и ее ответственности за воспитание детей и др.
Опытная работа. Выявить и охарактеризовать пути реализации по повышению качеств знаний.
Тема 8. Единство задач образовательного и развивающего
характера и пути их решения на уроке
Цель: дать теоретическое обоснование необходимости решения во взаимосвязи задач образования, воспитания и развития учащихся и выявить возможности реализации этого принципа в практической деятельности учителя.
Примерное содержание. Комплексное планирование задач как условие интенсификации учебного процесса. Основные задачи образования, воспитания и развития для общеобразовательной школы. Направленность содержания, форм и методов обучения на решение всего комплекса доминирующих задач.
Опытная работа. Спланировать комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся для системы уроков по определенной теме, отобрать содержание, формы и методы обучения с целью и эффективного решения. проанализировать проведенные уроки.
Тема 9. Условия эффективности реализации принципа связи
обучения с жизнью, практической преобразовательной
деятельностью учащихся
Цель: раскрыть содержание и требования принципа связи с жизнью, практико-преобразовательной деятельностью детей, а также условия, обеспечивающие эффективную реализацию этого принципа в деятельности учителя .
Примерное содержание. Характеристика принципа связи обучения с жизнью. Основные пути, по которым осуществляется связь обучения с жизнью, практико-преобразовательной деятельностью детей в опыте учителей:1) единство теоретического обучения и формирования умений и навыков, применение знаний на практике; 2) связь обучения с личным опытом учащихся; 3) элементы политехнического образования, трудовое обучение и воспитание, профессиональная ориентация; 4) ознакомление школьников с достижениями и методами современной науки.
Опытная работа. Проанализировать систему уроков (своих или коллег) с целью изучения полноты и эффективности реализации принципа связи обучения с жизнью. Проверить экспериментально выявленные вами условия более эффективного осуществления данного принципа.
Тема 10. Реализация принципа научности в процессе
обучения
Цель : охарактеризовать принцип научности и пути его эффективного осуществления в процессе обучения школьников.
Примерное содержание. Роль принципа научности в вооружении учащихся системой знаний, формировании у них диалектико-материалистического подхода к познанию окружающего мира. Требования принципа научности. Вооружение школьников системой первоначальных научных знаний. Отражение требований принципа научности в современных методах обучения.
Опытная работа. Задания имеют тот же характер, что и к теме 9, но применительно к принципу научности обучения.
Тема 11. Осуществление принципа активности и сознательности
в обучении школьников
Цель: охарактеризовать принцип активности и сознательности в обучении школьников и пути его эффективного осуществления.
Примерное содержание. Выдающиеся педагоги о необходимости осознанного овладения знаниями и преодолении формализма в обучении. Сущность принципа сознательности и активности, его требования к учебному процессу. Уровни познавательной активности школьников. Руководство со стороны учителя сознательным усвоением учениками знаний, умений и навыков. Пути и средства формирования познавательной активности школьников на уроке.
Опытная работа. Провести наблюдение системы уроков с целью изучения того, насколько полно и эффективно реализуются известные вам методы, приемы и средства повышения активности и сознательности школьников в обучении. Проверить экспериментально новые, еще не использованные вами, выявленные в процессе изучения теории и практики методы, приемы и средства более полной эффективной реализации указанного принципа.
Тема 12. Реализация принципа систематичности и
последовательности в процессе обучения
Цель: охарактеризовать принцип систематичности и последовательности в процессе обучения.
Примерное содержание. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и другие ученые-педагоги о необходимости систематичности и последовательности в обучении. Сущность принципа и его требования.
Реализация принципа в учебных планах и программах. Пути его осуществления в содержании, методике и организации обучения школьников.
Опытная работа. См тему 11, но применительно к изучаемому принципу.
Тема 13. Условия и пути достижения прочности знаний,умений и навыков учащихся |
Цель: охарактеризовать условия и пути достижения прочности знаний, умений и навыков учащихся.
Примерное содержание. Прочность знаний - критерий эффективности и качества обучения. Принцип прочности в истории педагогики и школы. Сущность данного принципа, его требования. Пути его реализации. Условия обеспечения прочности знаний, умений и навыков.
Опытная работа. Провести эксперимент: выявленные вами в ходе изучения литературы методы, приемы и средства достижения прочности знаний, умений и навыков учащихся использовать в своей работе при изучении любой темы ( по русскому языку, математике и т.д.); провести проверку знаний учеников экспериментального и контрольного классов (параллельного) дважды (в конце изучения избранной темы и через 2 недели после его окончания); сопоставить полученные результаты.
Тема 14. Пути реализации принципа доступности в обучении
Цель: охарактеризовать принцип доступности и пути его эффективного осуществления в процессе обучения школьников.
Примерное содержание. Принцип доступности в истории педагогики, его сущность. Влияние принципа на отбор содержания и методов обучения. Требования принципа доступности к обучению. Пути осуществления данного принципа в опыте учителей: учет уровня развития учащихся и расширение их познавательных возможностей; последовательное усложнение изучаемого материала; правильное определение учителем степени и характера его трудности: опора при изучении материала на уже имеющийся опыт учащихся и др.
Опытная работа. См. тему 11, но применительно к изучаемому принципу.
Тема 15. Принцип наглядности в обучении и его осуществление
в начальной школе
Цель: дать научное обоснование принципа наглядности, показать его место, роль и методику в начальном обучении.
Примерное содержание. Принцип наглядности в педагогических системах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского. Ленинская теория отражения - методологическая основа принципа наглядности. Взаимосвязь чувственных и абстрактных форм мышления. Организация чувственного познания ученика. Использование наглядных пособий. Взаимосвязь слова и наглядности.
Опытная работа. Провести эксперимент: одну тему из любого предмета изучить с использованием средств наглядного обучения, другую тему - без них. Составить результаты, например, по таким показателям: активность учащихся, осознанность и прочность знаний, умений и навыков.
Тема 16. Сущность и пути реализации принципа
единства индивидуального и коллективного в обучении
Цель: раскрыть сущность принципа единства индивидуального и коллективного в учебном процессе.
Примерное содержание. Индивидуализация обучения как одно из исходных положений организации учебного процесса. Изучение индивидуальных особенностей личности и факторов, влияющих на ее развитие и формирование. Определение конкретных учебно-воспитательных задач для отдельных учащихся. Система индивидуальных педагогических воздействий в опыте учителей начальных классов. Сочетание индивидуальных и коллективных форм в обучении.
Опытная работа. Выявить индивидуальные особенности двух-трех учащихся и разработать систему индивидуальных педагогических воздействий. Реализовать ее в своей практической деятельности и проанализировать результаты.
Содержание школьного образования
Тема 17. Основные направления совершенствования содержания
образования в средней школе
Задача: раскрыть зависимость содержания образования потребностей общества, социального и научно - технического прогресса.
Примерное содержание. Понятие о содержании образования. Проблема содержания образования в развитии школы. Критерии отбора содержания образования в школе. Характеристика учебного плана, учебных программ и учебников средней школы. Пути совершенствования содержания школьного образования в современных условиях.
Опытная работа. Государственный образовательный стандарт и его характеристика. Проанализировать программу школьных предметов (по выбору ), сравнить с соответствующим государственным образовательным стандартом.
Тема 18. Политехническое образование в средней школе
и пути его совершенствования
Цель: раскрыть сущность политехнического образования и пути его совершенствования в средней школе.
Примерное содержание. Политехническое образование как одна из важнейших сторон процесса образования людей. Единство общего и политехнического образования. Элементы политехнического образования в содержании образования. Пути совершенствования политехнического образования в школе.
Опытная работа. Провести наблюдение уроков по разным предметам с целью выявления политехнических знаний, умений и навыков учащихся.
Тема 19. Обучающая деятельность учителя в связи с
формированием у школьников общих учебных умений и навыков
Цель: охарактеризовать общие учебные умения и навыки, показать роль учителя в их формировании.
Примерное содержание. Умения и навыки как составная часть содержания образования. Понятия “умение” и “навык”, их взаимосвязь. Виды умений. Система работы учителя выбранной специальности по формированию у школьников умений учиться.
Опытная работа. Провести систему уроков с целью формирования общих учебных умений и навыков учащихся, проанализировать ход процесса обучения и достижение запланированных целей. Скорректировать обучение в зависимости от его результатов.
Методы обучения
Тема 20. Выбор оптимального сочетания методов обучения
на уроке
Цель : охарактеризовать критерии выбора методов обучения на основе своей деятельности.
Примерное содержание. Понятие “Метод обучения”, роль методов обучения в повышении его эффективности и качества. Реализация методов в сочетании как требование целостного процесса обучения. Критерии выбора методов обучения. Условия эффективного применения отдельных методов обучения в школе.
Опытная работа. Осуществить подбор оптимально сочетающихся методов обучения к 4 - 6 урокам (по выбору) в соответствии с известными вам критериями.
Тема 21. Роль и место проблемного обучения школе
Цель : выявить возможности использования проблемного обучения в школе.
Примерное содержание. Проблемное обучение как действенное средство развития познавательной активности и творческого мышления учащихся. Основные понятия проблемного обучения. Проблемно - поисковые методы обучения (проблемное изложение, эвристическая и проблемно - поисковая беседа, проблемно - поисковые упражнения, проблемно- практические работы и др.) и их использование в школе.
Опытная работа. Провести систему уроков с применением проблемно - поисковых методов обучения, сделать анализ уроков с целью выявления проблемного обучения на познавательную активность школьников.
Тема 22. Использование программированного обучения
в классах как условие активизации познавательной деятельности учащихся
Цель : выявить возможности использования средств программированного обучения в практике школы.
Примерное содержание. Идея и принципы программированного обучения. Линейное и разветвленное, машинное и безмашинное программированное обучение. Пути его внедрения в практику школы. Использование программированного обучения в малокомплектной школе как условие рациональной организации самостоятельной работы учащихся.
Опытная работа. Провести систему уроков с использованием средств программированного обучения (сигнальных карточек, перфокарт и др.). В ходе анализа проследить, как элементы программированного обучения повлияли на умение детей самостоятельно учиться.
Тема 23. Совершенствование методов работы с учебником
и книгой как путь повышения качества обучения
Цель: дать характеристику эффективным методам работы с книгой на уроках в школе и показать их роль в формировании навыков учащихся самостоятельно работать с книгой.
Примерное содержание. Книга как источник приобретения знаний и как средство закрепления знаний, умений и навыков детей. Овладение техникой чтения - основа эффективного использования книги в обучении. Виды работ с учебником и книгой.
Опытная работа. Использовать в своей практической деятельности наиболее эффективные формы, методы, приемы работы с учебником и книгой на уроках и выявить влияние их на выработку у детей умений самостоятельной работы с книгой.
Тема 24. Типы и виды упражнений на уроке, их роль в
формировании умений и навыков школьников
Цель : раскрыть роль упражнений в формировании умений и навыков учащихся.
Примерное содержание. Умения и навыки - составная часть содержания образования. Процесс образования умений и навыков. Роль упражнений в формировании умений и навыков. Виды упражнений и требования к ним. Методика проведения упражнений.
Опытная работа. Подобрать систему упражнений для выработки умений и навыков учащихся по одной-двум темам (одного-двух предметов) с учетом требований к упражнениям, включить их в свою практическую деятельность и проверить результативность.
Тема 25. Использование игры в учебной работе как путь
активизации их познавательной деятельности
Цель: охарактеризовать роль игры в повышении интереса школьников к познавательной деятельности.
Примерное содержание. Активизация познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие повышения эффективности и качества процесса обучения в современных условиях. Игра в обучении и ее роль в повышении интереса школьников к познавательной деятельности. Виды дидактических игр. Методика включения игры в процессе обучения.
Опытная работа. Провести наблюдение за тем, как влияет включение разных дидактических игр в структуру уроков на отношение детей к изучаемому материалу, на формирование у них умений и навыков.
Тема 26. Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке
Цель: раскрыть роль самостоятельной работы в формировании знаний, умений и навыков школьников.
Примерное содержание. Значение самостоятельной работы в учебном процессе современной школы. Виды самостоятельной работы на уроке. условия эффективной реализации разных видов самостоятельной работы учеников.
Опытная работа. Подобрать систему самостоятельных работ учащихся по одной-двум темам (по русскому языку или математике), реализовать ее своей практической деятельности. По окончании изучения темы провести в классе контрольную работу с целью проверки овладения теми умениями и навыками, на формирование которых были нацелены различные виды предшествующих самостоятельных работ.
Тема 27. Пути совершенствования руководства учебно-познавательной деятельностью школьников
Цель : раскрыть роль учителя в повышении эффективности домашней учебной работы учащихся.
Примерное содержание. Значение домашней учебной работы. Виды заданий. Руководство домашней учебной работы: инструктирование учеников, проверка выполненных поручений. Помощь семье в руководстве домашней учебной работой детей. Особенности ее организации в школах и группах с продленным днем.
Опытная работа. Использовать на практике различные методы и приемы инструктирования учащихся о выполнении домашнего задания и проверки сделанной работы, выявить их эффективность.
Тема 28. Методы и приемы стимулирования |
учебной деятельности школьников
Цель : дать характеристику эффективным методам и приемам стимулирования учебной деятельности учащихся.
Примерное содержание. Роль мотивации в обучении. Стимулирующе - мотивационная функция методов обучения. Методы и приемы формирования познавательных интересов у учащихся: создание на уроке ситуации эмоционально-нравственной, ситуации занимательности, новизны, успеха в учении, использование метода познавательных игр и др. Методы и приемы стимулирования долга и ответственности в учении: разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление учебных требований, поощрение и порицание. Умелое сочетание методов стимулирования как важное условие успешности учения школьников.
Опытная работа. Организовать опытную проверку в своей педагогической работе рекомендуемых методов и приемов стимулирования учебной деятельности учащихся, выявить их эффективность.
Организационные формы и формы организации
учебного процесса
Тема 29 . Проблемы совершенствования урока в современной
общеобразовательной школе и пути их решения в классах
Цель : раскрыть пути совершенствования урока в школе на современном этапе.
Примерное содержание. Урок - основная форма организации обучения. Педагогические требования к уроку. Пути повышения его эффективности в условиях реализации реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Опытная работа. Проанализировать систему проведенных вами уроков с целью подтверждения реализации в вашем опыте важнейших направлений совершенствования урока: комплексного планирования учебно-воспитательных задач; концентрации внимания и мышления учеников на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемой темы, организации поисковой деятельности учащихся; выбора рационального сочетания методов обучения; изучения индивидуальных особенностей школьников и др.
Тема 30. Типы уроков в школе и условия их эффективного
использования учителем
Цель : охарактеризовать наиболее рациональную структуру уроков разных типов.
Примерное содержание. Проблема типологии уроков в дидактике. Принципы классификации уроков. Классификация их по дидактической цели и месту в общей системе уроков. Структура уроков разных типов. Поиск рациональной структуры урока в современных условиях.
Опытная работа. Провести уроки разных типов с целью выявления наиболее эффективной их структуры в условиях обучения учащихся вашего класса.
Тема 31. Дифференцированный подход в обучении школьников
Цель: раскрыть роль дифференцированного подхода в обучении учащихся.
Примерное содержание. Сущность дифференциации учебной работы. Изучение уровня подготовки и развития каждого ученика, его индивидуальных особенностей - основа дифференциации учебной работы. Объединение учащихся в разные группы в зависимости от уровня их подготовки. Дифференциация самостоятельной работы учащихся на уроке. Систематический учет ее выполнения - важнейшее условие эффективной дифференциации учебной работы на уроке.
Опытная работа. Провести эксперимент по выявлению эффективности дифференцированного подхода в обучении школьников: разбить класс на группы по типичным проблемам в знаниях, умениях и навыках, по одинаковому уровню подготовленности к усвоению учебного материала и осуществлять дифференциацию самостоятельной работы на уроках до момента перестройки групп или роспуска их.
Тема 32. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных
форм познавательной деятельности школьников
Цель: показать эффективность использования на уроках сочетания групповых, фронтальных и индивидуальных форм познавательной деятельности учащихся.
Примерное содержание. Проблема совершенствования форм обучения в дидактике. Сущность, достоинства и недостатки фронтальных форм познавательной деятельности. Положительные и отрицательные стороны фронтальных форм познавательной деятельности. Использование индивидуальных форм обучения. Значение групповой организации работы учащихся на уроке. Рациональное сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых форм работы учеников на уроке. Зависимость выбора форм от особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса и отдельных учащихся.
Опытная работа. Использовать в своей практической деятельности фронтальную, индивидуальную, групповую организацию работы школьников на уроке, провести самонаблюдение с целью выявления полноты и качества решения поставленных задач.
Тема 33. Особенности организации учебного процесса
в малокомплектной школе
Цель: показать специфику организации учебного процесса малокомплектной школы.
Примерное содержание. Структура малокомплектной школы. Особенности урока в малокомплектной школе. Сочетание предметов для одновременного изучения на одном уроке и составление расписания уроков. Планирование уроков. Организация деятельности учителя и учащихся на уроке, его структура. Требования к самостоятельной работе школьников.
Опытная работа. В ходе практической деятельности выявить наиболее эффективные в условиях вашей школы: расписание уроков, их структуру, методику самостоятельной работы школьников.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
Тема 34. Содержание, формы и методы контроля за учебной
деятельностью учащихся и пути их совершенствования
Цель : охарактеризовать содержание и организацию, пути совершенствования контроля за учебной деятельностью учеников.
Примерное содержание. Понятие о контроле за учебной деятельностью и его роль. Педагогические требования к контролю в процессе обучения. Содержание, виды, методы контроля. Формы его организации. Пути совершенствования контроля в школе.
Опытная работа. Реализовать на своих уроках известные вам формы и методы контроля за учебной деятельностью учеников, наблюдать за правильностью их выбора и организации. Выявить эффективность контроля.
Тема 35. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся
и ее роль в повышении эффективности учения
Цель: раскрыть педагогические требования к оценке учебно-познавательной деятельности школьников.
Примерное содержание. Воспитательно-образовательное значение оценки знаний учащихся. История разработки системы оценок в школе. Основные требования к оценке знаний. Способы ее выражения. Пятибалльная система отметок в школе.
Опытная работа. Обобщить свой опыт по выполнению требований к оценке знаний учеников. Отобрать наиболее целесообразные, на ваш взгляд, применительно к условиям вашей работы способы выражения оценки и еще раз проверить на уроках их эффективность.
Тема 36 . Пути повышения объективности оценки
знаний учащихся
Цель: дать характеристику требованию объективности оценки знаний учеников и показать, как реализуется оно в практике школы.
Примерное содержание. Роль оценки в повышении качества и эффективности учения. Понятия «оценка» и «отметка». Проблема оценки знаний учащихся в школе. Объективность оценки – важнейшее дидактическое требование. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учеников. Нарушения педагогических требований к выставлению отметок (процентомания, формализм и др.). Поиск более совершенной оценки знаний школьников.
Опытная работа. Проанализировать свой опыт оценивания знаний, умений и навыков учащихся, выставления отметок. Внести в него усовершенствования с учетом результатов критического анализа и опыта передовых учителей и проверить их в практической деятельности. Выявить эффективность нововведений.
Астафьева Л. С. Педагогика. Учебное пособие - М.: Российский университет дружбы народов, 2010.- Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru |
Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.: Юрайт, 2011.-УМО РФ |
Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.: Пед. общ-во России, 2009.-МО РФ |
Загвязинский В. И. Педагогика.- М.: Академия, 2011 |
Теория и методика обучения /Под ред. И.П.Андриади.-М.:Академия,2010.- УМО РФ |
Сластенин В.А. Педагогика.-М.: Академия, 2012 |
Бордовская Н.В. Педагогика.- СПб.: Питер,2011.- УМО РФ |
Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2011 г.- Режим доступа: http: // ibooks.ru |
Дополнительная литература |
Воспитательная деятельность педагога /под ред. В.А. Сластенина.-М.: Академия,2008.- УМО РФ |
Загвязинский В.И. Педагогика.-М.: Академия, 2011 |
Гогоберидзе А. Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. Учебно-методическое пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007. – МО РФ.- Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru |
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
Интернет-ресурсы:
- http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
- Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)
- Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm
- Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
- Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
13. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –
http://elibrary.ru/defaultx.asp
14. Гуманитарная электронная библиотека –
http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
- Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/
16. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/
17. Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/
18. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/
19. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
20. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm
21. Коллективная творческая деятельность –http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm
22. Лебедев В. Коллективные творческие дела –
http://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm
23. Методика разработки элективных курсов и экспертиза их качества –http://edu.of.ru/attach/17/4917.doc