Лекция 3. Теория элементного образования – центр педагогической системы Иоганна Генриха Песталоцци
План лекции:
1. Жизнь и педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци.
2. Теория элементного образования – центр педагогической системы И.Г.Песталоцци.
3. Частные методики начального обучения.
Выдающийся педагог Иоганн Генрих Песталоцци родился в Швейцарии в семье врача (1746-1827). Рано потерял отца, воспитывался матерью. Получил образование в начальной, затем в средней латинской школе, после чего поступил в вуз (коллегиум), где учился на филологическом и философском отделениях. Один из биографов напишет о нем следующее: «Он был добр до самозабвения, он был впечатлителен до истерики и слез, вспыльчив до исступления – горячее, пламенное сердце билось в этом тщедушном, слабом, некрасивом ребенке». Хорошо знал работы просветителей, особо повлияли на него сочинения Руссо («Эмиль», «Общественный договор»), после которых Песталоцци утвердился в мысли самоотверженно служить народу. Занялся политической деятельностью, за что был исключен из вуза. Организовывает небольшое имение «Нейгоф» («Новый двор»), которое должно было стать показательной фермой для крестьян. В 1774 г. открыл в «Нейгофе» «Учреждение для бедных», где дети и взрослые жили своеобразной коммуной, на принципах самоокупаемости. Детей Песталоцци обучал грамоте, ремесленники учили их работе на станках. Это была одна из первых в практике попыток соединения обучения с производительным трудом. Из-за материальных затруднений эксперимент был завершен. В следующие 18 лет он занимается литературной деятельностью и пишет свое главное произведение «Лингард и Гертруда». Эта работа делает его известным. На родине он получает Золотую медаль, а французское революционное правительство присуждает ему почетное звание гражданина Франции. Получив множество приглашений, педагог выбирает работу руководителя приюта для беспризорных в Станце. В связи с военными действиями приют был закрыт и И.Г.Песталоцци в 1799 г. начинает работу учителя в школе г.Бургдорфа. В ней он доказывает, что его методика начального обучения имеет преимущества в сравнении с традиционной системой. Поэтому ему разрешают открыть среднюю школу с интернатом и отделение для подготовки учителей. В 1805 году школа и институт по подготовке учителей были переведены в Ивердон. Названный институт получает мировую известность.
Цель воспитания, по Песталоцци, развить все природные силы и способности человека. Воспитание должно быть разносторонним и гармоническим. Воспитание должно строится на согласии с природой ребенка. Но Песталоцци не идеализировал природу ребенка, как это делал Руссо. Воспитание строит свое здание поверх прочно стоящей скалы. Центром педагогической системы мыслителя является теория элементного образования, согласно которой процесс воспитания должен основываться на выделении в каждом предмете элементов или «первокирпичиков». Так педагог выделяет физическое, трудовое, нравственное и умственное воспитание. Элементами физического воспитания являются бег, ходьба, борьба, переноска и поднятие тяжестей. Средствами этого воспитания являются спорт, гимнастика, походы, физические и военные упражнения. Элементы трудового воспитания – обработка льна, шерсти, работа на огороде, в саду, уход за животными. Трудовое воспитание автор тесно связывает с физическим. Элементы нравственного воспитания – любовь к матери, близким, со всеми, кто окружает ребенка, затем любовь ко всем людям. Элементы умственного воспитания: слово, форма, число. Поэтому обучение начинается с умения измерять, считать и владеть речью. Педагог развивал идею саморазвития сил. Он был одним из основоположников развивающего обучения, высказывал идеи о воспитывающем характере обучения. Обучение носит двусторонний характер. Основными принципами воспитания педагога были следующие: принцип наглядности, последовательности, от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному.
И.Г.Песталоцци создал основы частных методик начального обучения. Он отстаивал звуковой метод обучения чтению. Он был намного эффективнее буквослагательного метода. «Мышечная гимнастика» в физическом воспитании, арифметический ящик и единица в арифметике, элементы письма, упражнения – некоторые нововведения в процессе обучения. Педагог расширяет традиционное содержание начального обучения: чтение, письмо, арифметика, геометрия, измерение, рисование, лепка, пение, гимнастика, география, история, естествознание. Пишет кроме названной выше «Как Гертруда учит своих детей», «Руководство для матерей», «Азбука наглядности», «Наглядное учение о числе», учебные пособия и др.